Существует разные виды аккумуляторов, которые отличаются друг от друга не только своим внешним видом, но и основными характеристиками. Они представляют собой устройства, которые способны осуществлять преобразование химической энергии в электрическую, а также аккумулировать и запасать ее на долгое время.
Ниже подробнее рассмотрим их основные особенности.
Сурьмянистые
Это классические аккумуляторы, которые считаются устаревшими из-за высокой концентрации сурьмы в составе (более пяти процентов). Добавление сурьмы в свинец дает возможность сделать пластины более прочными, а также ускорить процесс электролиза, начинающийся при двенадцати вольтах.
Сурьмянистые аккумуляторы требуют постоянного обслуживания, поскольку как минимум раз в месяц нужно проверять плотность электролита в батареи и заливать воду.
Сегодня такие аккумуляторные батареи почти не устанавливаются на авто поскольку их заменили более эффективные типы.
Однако сурьмянистое устройство довольно часто применяют в разнообразных стационарных установках. Оно стоит недорого и способно проработать длительный срок.
Батареи с пониженным содержанием сурьмы
Пластины данных приборов содержат невысокое кол-во сурьмы (меньше пяти процентов), благодаря чему нет необходимости регулярно осуществлять проверку электролитного уровня. Также уменьшился уровень саморазряда АКБ при хранении.
В отличие от сурьмянистых АКБ, за этими устройствами не требуется ухаживать и часто контролировать. Правда вода все-таки понемногу испаряется, но в существенно меньших объемах.
Представленные АКБ абсолютно не требовательны к качеству электрооборудования транспортного средства. Их характеристики не страдают при появлении в сети резких перепадов напряжения.
Совет! Многие специалисты рекомендуют устанавливать батареи с низкой концентрацией сурьмы на «легковушки» производством из России. Дело в том, что далеко не все отечественные авто способны сохранять стабильность напряжения в бортовой сети. Ко всему прочему продаются приборы по приемлемой цене.
Кальциевые
Это АКБ, чьи пластины сделаны из свинца легированного кальцием. Они обладают следующими преимуществами:
- продолжительным сроком службы;
- невысоким уровнем саморазряда;
- надежностью;
- защитой от перезаряда.
Кальциевые батареи хорошо подойдут начинающим автолюбителям, поскольку они не нуждаются в проведении дополнительных манипуляций, к примеру, замеру уровня электролита. Следует только иногда подзаряжать прибор.
Совет! Лучше всего устанавливать подобные АКБ на машины с исправным оборудованием. Желательно наличие системы, которая автоматически выключает освещение и музыку, если владелец сам забыл это сделать.
Основной недостаток кальциевых аккумуляторов – это сверхчувствительность к глубоким разрядам. Один глубокий разряд может стать причиной потери 1/5 емкости прибора.
Помимо этого подобные АКБ продаются по довольно высокой цене и не очень пригодны для использования в городе, так как постоянные остановки машины оказывают на них отрицательное воздействие.
Щелочные
В качестве электролита в таких АКБ выступает щелочь, а не кислота. Пластины щелочных АКБ изготавливают из никеля, кадмия, цинка и иных материалов.
Электроды изготавливаются в виде тонких пластин, которые наполняются активным веществом и после чего упаковываются в пакеты. Благодаря этому аккумуляторы обладают устойчивостью к вибрациям.
Устройства отличаются следующими достоинствами:
- защищены от переразрядов;
- спокойно переносят низкие температуры;
- не наносят вреда окружающей среде и человеческому организму;
- имеют большую емкость.
Из минусов – щелочные АКБ не могут осуществлять выдачу одновременно большого кол-ва тока, поэтому они и обладают крупными габаритами, так как в них необходимо вставлять много банок.
Щелочные АКБ редко устанавливают на легковые машины, в основном ими снабжают электропогрузчики и электрокары.
Литиево-ионные
Это самые популярные на сегодня источники электротока. Литиево-ионные АКБ превосходят иные типы аккумуляторов по выдаваемому напряжению. Они обладают большой удельной емкостью и невысокой степенью саморазряда.
Но у них имеются и минусы:
- При падении температуры до минусовых значений, сила тока сильно понижается.
- Емкость постепенно снижается, за два года может уйти около двадцати процентов емкости.
- Неустойчивы к глубокой разрядке.
Подобные типы аккумуляторов часто выступают в качестве зарядного устройства для ноутбуков, компьютеров и тому подобного. Также их широко используют в автомобилях, накопительных системах энергии и современной электротехнике. То есть сегодня практически нельзя обойтись без литиево-ионных моделей.
Химическими элементами данных устройств являются ионы лития. Производство положительных пластин осуществляется из лития с фосфатом либо кобальтом, так как этим материалы безвредные для организма, недорогие и малотоксичные. Если разработчики сумеют устранить основные минусы таких АКБ, в будущем они могут полностью вытеснить кислотные батареи. Но сегодня цена их производства существенно превышает создание иных типов батарей.
Аккумуляторы имеют несколько существенных различий с никелевыми приборами, например, они почти на сорок процентов дороже в изготовлении.
Литий полимерные аккумуляторы
Положительные электроды изготавливаются из оксида кобальта или марганца, а отрицательные — из углеродистого материала с наличием ионов лития.
Данные АКБ можно сравнить с литий-ионными аккумуляторами. Главные отличия между типами устройств заключаются в удельной энергии и безопасности (у литий полимерных эти свойства аккумуляторов лучше).
Аккумуляторы применяются наиболее часто для питания портативных электроприборов.
AGM и GEL батареи
Эти разновидности батарей содержат гелеобразный электролит и более безопасны по сравнению с иными типами аккумуляторных батареек.
Они обладают устойчивостью к вибрациям, имеют невысокий саморазряд и крепкую конструкцию. Есть возможность эксплуатировать их в любой позиции, поскольку гель зафиксирован, а также хранить длительное время. Эксплуатационный ресурс при бережном обращении может достигать десяти лет.
Однако представленные АКБ чувствительны к глубоким разрядам и плохо приспособлены к функционированию во время холода.
Производство пластин электродов осуществляется из свинца с маленькой концентрацией кальция. Необходимо знать, что технические параметры и требования к обслуживанию у различных моделей этих аккумуляторов могут серьезно различаться, так что нужно сначала прочитать инструкцию и только затем применять их.
Гелевые батареи являются необслуживаемыми, защищены от коррозии клемм и протечки кислоты, стоят недорого и поэтому приобрели широкое распространение. Их устанавливают на различные транспортные средства.
Гибридные модели
Электроды в этих аккумуляторах изготавливаются по различным технологиям. Положительные пластины делают из свинцово-сурьмянистых сплавов, а отрицательные пластины выполняют по кальциевой технологии. Потребление жидкости у АКБ гибридного типа в два раза меньше, чем у приборов с низкой концентрацией сурьмы. Но зато они более устойчивы к переразрядам и перезарядам, а по своим параметрам располагаются между малосурьмянистыми и кальциевыми устройствами.
Никель металл гидридные
Представленные АКБ устарели и потихоньку вытесняются более эффективными литий-ионными моделями, однако их по-прежнему можно встретить на современных электрокарах. Они обладают следующими преимуществами:
- способны прослужить длительный срок;
- во время использования не теряют емкости;
- прочны, безопасны и не требуют соблюдения дополнительных мер предосторожности, поскольку содержат маленькое кол-во токсинов, если сравнивать с иными видами аккумуляторных батареек.
Но плотность энергии у них очень низкая относительно главного конкурента.
Свинцово-кислотные
Они одни из первых начали устанавливаться в автотранспорте и многих иных технических устройствах. Электродами у них являются свинцовые пластины, которые опущены в воду и серную кислоту.
Модели отличаются низким авторазрядом, надежностью, простой конструкцией и небольшой ценой. Однако аккумуляторы загрязняют окружающую среду, не устойчивы к колебаниям температур, и их нельзя хранить в разряженном состоянии.
Никелево железные аналоги
Это не дорогостоящие и практически не обслуживаемые модели. Отрицательными пластинами у них являются оксиды-гидроксиды феррума.
Батареи очень прочны, отличаются продолжительным эксплуатационным ресурсом и не включают в свой состав вредоносный кадмий. Однако они имеют невысокую отдачу энергии, сильный саморазряд и не способны функционировать при отрицательных температурах. В основном их применяют как тяговые источники электроэнергии в электромашинах и промышленных подъемниках.
Таким образом, сегодня на выбор покупателю представляются различные виды электрических аккумуляторов, каждый из которых обладает своими достоинствами и минусами. Высокий потребительский спрос принуждает разработчиков создавать все более эффективные устройства и устранять их недостатки. Поэтому вполне вероятно, что в скором будущем появятся новые модели, по всем параметрам превосходящие старые.