Автомобиль. Все, рано или поздно приходит в негодность, требуя замены. Касается это и аккумуляторной батареи. Когда она вырабатывает свой ресурс, её заменяют, покупая в магазине новую. Продаётся она как в сухозаряженном, так и заправленном виде. Вот о том, чем отличается, как выбрать, ввести в эксплуатацию сухозаряженный аккумулятор для своего средства передвижения — будет описано в этой статье.
Что это такое
Что такое сухозаряженный аккумулятор? В сущности, это новая, заряженная и герметично запечатанная свинцово — кислотная батарея от производителя. В чем же отличие сухозаряженных источников питания от заправленных? Они не содержат электролита, что даёт долгий срок их хранения, без использования, из-за отсутствия химических реакций. Конечно сразу установить в машину такой АКБ не получится. Для начала его работы необходима достаточно несложная подготовка, которая заключается в заливе внутрь электролита необходимой плотности и возможной подзарядке.
Срок хранения
Если не заливать электролит, то такая батарея без потери своих качеств может пролежать до 6 лет на полке, ожидая момента начала применения. После введения электролита она прекрасно будет работать ещё от 3 до 5 лет.
Ввод в эксплуатацию
Как ввести в эксплуатацию сухозаряженный аккумулятор? Пошаговая инструкция.
- Приобретается или делается своими руками электролит. Необходим именно той плотности, которая лучше подходит для конкретной модели аккумулятора. Для легковых автомобилей это обычно 1,27 г/см3. Сильно превышать плотность от номинала не рекомендуется — долго АКБ с непредназначенным для него раствором не проработает.
- Открыть отверстие для доступа воздуха.
- Если поверх отверстий заливки АКБ находится защитная лента, то убрать её. Отвинтить пробки, при наличии под пробочками фольги или ещё одной плёнки, то убрать и её.
- Залить поочерёдно каждую банку. Удобно это делать через воронку. Уровень жидкости должен быть таким, чтобы на 5 мм был выше уровня пластин.
- После введения раствора электролита оставляют в открытом виде батарею приблизительно на час, чтобы пластины пропитались реагентом и началась химическая реакция. После проверяют уровень жидкости, при необходимости доливая её. Следом закрывают пробки и отверстия доступа воздуха (при их наличии).
- Производится проверка вольтажа на клеммах, нормальный – должен быть в пределах 12-12,5В.
- Также возможно, после залива жидкости, нагревание батареи. Нужно дать ей остыть, перед использованием.
- Нужно ли заряжать аккумулятор после заливки? Если заряд ниже нормы, то – да.
- Далее, классически, снимается окисел с контактов (наждачной бумагой, или напильником) и батарею можно использовать.
Что заливать в сухой аккумулятор
Кроме продаваемых заводских электролитов можно приготовить кислотный раствор и самостоятельно. Для этого нужно:
- Большая, стеклянная или другая, не боящаяся воздействия кислот тара.
- Дистиллированная вода.
- Серная кислота.
- Ареометр для измерения итоговой плотности.
- Стеклянная, или керамическая ложка, или палочка, чтобы помешивать раствор.
Внимание! Необходимо помнить, что кислота очень активный реагент, который не только может обжечь руки при работе без защиты, но и в процессе химических реакций с водой вызвать ожоги слизистых глаз и лёгких.
- В тару наливают вначале дистиллят (не кислоту!).
- Постепенно и не спеша добавляют туда серную кислоту, помешивая получившийся раствор. Приблизительно количество для получения плотности 1,27 г/см3 — 350 мл кислоты на каждый литр воды.
- После смешивания, в закрытой ёмкости дают настоятся раствору, сроком где-то на 12-15 часов. Это нужно, чтобы выпал осадок химической реакции и раствор остыл.
- Ареометром проверяется плотность.
На жаркий период летом плотность батареи можно сделать чуть меньше, 1,25 г/см3, это уменьшит её перегрев при использовании. Зимой же наоборот нужно поднимать, вплоть до 1,28 г/см3. Это увеличит срок её эксплуатации, кроме того она будет меньше разряжаться на холоде.
На законный вопрос сколько всего нужно будет приготовить электролита поможет ответить таблица:
Сколько нужно раствора | Ёмкость Ah (ампер*час) |
2.9 л | 50-55 |
3.2 л | 60 |
4.2 л | 75 |
5 л | 90 |
От 10 л | 200 |
Что касается продаваемых, уже готовых электролитических смесей – на маркировке там обязательно указывается плотность раствора. Останется только подобрать подходящую под аккумулятор.
Зарядка
Как заряжать сухозаряженный аккумулятор? После добавления электролита, обслуживание и зарядка таких аккумуляторов, ничем не отличается от обычных, свинцово — кислотных моделей.
Инструкция, как зарядить аккумулятор:
- Зарядное устройство подключается клеммами «+» и «-» к соответствующим контактам АКБ.
- На ЗУ выставляется ток зарядки (амперы) приблизительно в 10% от ёмкости батареи.
- Длительность зарядки в среднем составляет от 5 до 7 часов.
- При зарядке нужно контролировать уже набранную энергию. Если на клеммах АКБ больше 13,2В – он 100% полностью заряжен.
Внимание! Если электролит закипел – батарея скоро будет полностью заряжена. Пугаться этого не стоит — это абсолютно нормально.
Преимущества и недостатки
Одним из самых больших преимуществ сухозаряженных аккумуляторов – их низкая цена. Даже покупая дополнительно электролит, получается намного дешевле, чем у уже заправленных. Кроме всего прочего можно купить АКБ для использования впоследствии, про запас. У него ведь очень длительный срок хранения без электролита. Вообще, отсутствие жидкости даёт и возможность более лёгкой транспортировки (батарея и весит меньше, и нет риска утечки химического реагента).
Минус собственно только один – необходимо потратить определённое время на подготовку к эксплуатации. Хотя покупая уже заправленную, можно так же столкнутся с необходимостью повышения плотности электролита или подзарядки.
Правил эксплуатации
Они в принципе одинаковы для всех аккумуляторных источников питания, включая свинцово — кислотные:
- Клеммы между собой напрямую не перемыкать. В результате сверх быстрой разрядки АКБ может прийти в полную негодность. Кроме того, из-за падения уровня напряжения меньше 11,6В аккумулятор может получить сульфат свинца на пластины и перестать заряжаться совсем. Причём восстановление нормальной работоспособности не гарантируется.
- Не перегревать и сильно не переохлаждать, соблюдая рабочий диапазон температур для свинцово — кислотных батарей.
- Два раза в год желательно подзаряжать батарею. С такой же частотой нужно проверять плотность раствора.
- Не допускать механического повреждения корпуса аккумулятора. Нужно всегда помнить о том, что в нем находиться очень агрессивная жидкость, которая мало того, что вредна для металла, но ещё и может нанести вред человеку.
Критерии выбора
- Технические параметры сухозаряженного аккумулятора для конкретной марки автомобиля можно посмотреть в инструкции к нему. Желательно, чтобы разброс параметров в приобретаемой модели и стоявшей изначально на машине не превышал 5% в любую сторону. Имеется в виду ёмкость ампер*часов (Ah). Использование слишком ёмкого не желательно, так же, как и меньшего по этому показателю. Единственно, когда берётся модель, запасающая больше энергии, так это в тех случаях, когда энергопотребление автомобильной сети изменилась в большую сторону. Более мощные фары, установка климат — контроля, кондиционера, электрических стеклоподъемников — все это повышает нагрузку на электрическую сеть транспорта.
- Естественно требуется и совпадение по всем остальным параметрам (вольты, максимальная единовременная мощность расхода энергии).
- Марка производителя выбирается согласно предпочтениям и доверию для конкретного региона. Необходимо убедится в отсутствие подделки. Некоторые владельцы рекомендуют, производителей недорогих моделей сухозаряженных АКБ в РФ — Delta, Курский аккумуляторный завод, Тюменский аккумуляторный завод.
- Цена. Как ни странно, вроде бы на одни и те же марки в разных точках продажи имеют разную цену. Стоит поинтересоваться в нескольких местах.
Заключение
Собственно, вот и вся основная информация которая поможет сделать выбор и начать эксплуатацию сухозаряженных аккумуляторных батарей. При соблюдении правил эксплуатации они прослужат долгие годы, при этом имея свои плюсы, при приобретении и хранении в отличие от заправленных. В идеале владельцам авто и мото техники, нужно всегда держать в запасе, на случай всяческих форс-мажорных обстоятельств запасной аккумулятор.