Пусковой ток аккумулятора

Пусковой ток аккумулятора

Аккумулятор транспортного средства служит важнейшим его компонентом и, несмотря на несложную конструкцию устройства, содержит в себе ряд важнейших характеристик: полярность, ёмкость, пусковой ток.

Не все автомобилисты понимают, что такое пусковой ток. Нередко, покупая новый АКБ, тут же допускают серьёзный просчёт, приводящий к быстрой поломке генератора или невозможности старта автотранспортного средства в морозную погоду.

Что означает пусковой ток

Это предельная сила тока, которая понадобится для запуска мотора, а конкретно для подпитки стартёра с целью проворачивания им маховика коленчатого вала вкупе с поршнями. Данная процедура довольно сложна, ведь поршни давят на горючее (в 9 – 13 Ат), поступающее в камеры. В зимний период запуск устройства усложнён, ведь смазка становится гуще и стартеру требуется преодолевать и сжимание, и недостаточное смазывание цилиндров.

Главная функция аккумулятора заключается в накапливании энергии и последующем запуске мотора, и хотя строение большинства моделей во многом схожее, но отличны их характеристики. Обычное напряжение равно около 12,7 Вольт, но сила тока и ёмкость аккумулятора отличны. Если ёмкость АКБ порядка 60 Aч, то это превысит его стандартную величину где-то в 4-5 раз. Но, данное напряжение должно выдаваться лишь приблизительно 30 секунд.

Важно! Если для старта мотора автомобиля при +1-5°С хватит 200 – 220 А, то для пуска уже при  -10-15° необходимо потребить электрической энергии на 30% более, т. е. 260 – 270 Ампер.

Чем меньше температура в зимний период, тем выше пусковой ток.

Какие факторы оказывают влияние

На величину показателя влияют несколько факторов:

  • Вид мотора. Для старта бензинового 1,5 л. данный показатель составит примерно 180 А, для дизеля 1,5 л. — 300 А.
  • Объём двигателя (чем объёмнее, тем сложнее его запускать).
  • Температур внешней атмосферы и смазки.
  • Степень сжатия топлива в цилиндре.

Необходимо заметить, что запуск мотора проходит не мгновенно, и обычно стартёру понадобится от 0.3 до 1.5 сек. для достижения пусковых проворачиваний.

Пусковые обороты мотора — число оборотов коленвала в мин., при которых мотор способен продолжить функционировать сам. Сейчас двигатели на бензине могут производить запуск уже при 40-70 об/ мин., дизели — при 100-200 об.

Если взглянуть на разных изготовителей, к примеру, европейские государства, РФ, КНР или США, то у всех их генераторов различается данный индикатор. Если сравнивать 55 A Европы и КНР, различие иногда достигает 30-40%. Что происходит из-за разницы в применяемых технологических процессах:

  • использование чистого свинца даже в простейших аккумуляторах приведёт к высокой скорости заряжения и дальнейшего разряжения, и, следовательно, повысятся показатели пуска;
  • увеличенный объём электролита;
  • больше пластинок в равном по размерам корпусе;
  • плюсовые пластинки пористее, что позволяет достичь более высокого накопления заряда;
  • герметичность конструкции служит препятствием для испарения электролита, что позволяет аккумулятору постоянно поддерживать необходимый уровень;
  • материал изготовления.

Важно учитывать и качественность сборки.

Также можно заметить, что при старте мотора напряжение понижается где-то до 9 В, но сила тока во много раз увеличивается – это норма. После старта оно достигнет вновь обычного уровня в 12,7 В, а затраченный заряд восстановит аккумуляторную батарею автотранспортного средства. Если индикаторы при старте снижаются до 6 В (при долгом восстановлении), то это плохой знак, ведь стартерному механизму просто будет недоставать энергии для пуска автомобиля. Вероятно, ресурс генератора на исходе.

Приблизительное отношение пускового тока аккумулятора автомобиля и ёмкости батареи равняется 10 к 1.

Совет! У очень разряженного генератора ток холодной прокрутки и ёмкость значительно меньше заводских показателей. А это мешает нормальному пуску.

Иной фактор, вызывающий сложности пуска, это сильный износ мотора и его неполадки.

Что происходит в момент пуска мотора

Для более наглядного представления о происходящем с АКБ изучим снятую с контактов стартёра осциллограмму.

Осциллограмма пуска двигателя

На схеме показывается старт мотора 1.5 л. на бензине при использовании АКБ ёмкостью 60 Ач с пусковым током в 500 А. Время пуска равняется 1.2 сек., что отмечается шкалой внизу графика, за этот период скорость коленвала возросла до 200 об/ мин.

Красным на рисунке показывается изменение силы тока (левая шкала). Синим обозначен график напряжения (правая шкала).

Можно легко увидеть, что уже через несколько долей секунды пуска автомобиля потребление мгновенно возросло до 350 А, в то же время напряжение просело до 8.5 В. Но всего лишь через 0,1 секунды объём сократился более чем дважды и стал равным 125 А, а напряжение стало превышать 10 Вольт.

Остальное время (чуть больше 1 сек.) стартер автомобиля использовал порядка 75 А, со скачками при зажигании в каждом из цилиндров. Вольтаж равномерно увеличивался до 12 В к концу пуска, и далее возрос до 14 Вольт — начался процесс заряжения генератора.

Теперь ясно, что любой старт мотора будет для батареи некоторым тестом на прочность.

Важно! Если генератор не обладает запасом (ток холодного пуска + требуемая энергия для старта), то при запуске двигателя напряжение снизится до 7-8 В. И может нарушиться процесс образования искр или ЭБУ перезагрузится, из-за чего запуск не осуществится.

За счёт того, что время, требуемое для старта мотора довольно короткое (примерно 30 сек.), усреднённых индикаторов аккумулятора хватит, чтобы авто запустился с 1 раза.

Как выяснить требуемый показатель для определённого авто

Дизелю потребуется повышенный показатель пускового тока, чем бензиновому, т. к. уровень сжатия существенно превышен, до 20 Ат.

Усреднённые параметры:

  • дизельный двигатель –  300 Ампер;
  • на бензине – 255 Ампер.

Эти величины измерены при температуре -18°, и это скорее всего не позволит завести авто в более холодных условиях.

Правда с совершенствованием технологий часто наблюдаются показатели в 400-600 А у дорогих моделей авто.

Несомненно, необходимо выяснять параметры автомобиля, но значения в 450-500 А хватит для любых районов Российской Федерации.

Проверку проводят и спецтестерами. Наиболее известны:

  • Midtronics;
  • Бош BAT-131;
  • DHC.

Цена измерительного аппарата равняется 50-70 т. руб. Аналог из Китая возможно купить и за 10-15 т. руб. Имеются расчётные отклонения между дешёвыми и дорогостоящими устройствами, но все измерительные приборы могут выявить «пустую» батарею. Ведь у такого генератора показатель существенно меньше, чем усреднённая погрешность прибора, т. е. малая величина показателя тут же укажет на пустышку. У них данная величина при ёмкости 60 Ач 300-400 А, а наименьший пусковой ток стартёра для подобного АКБ должен быть 470-480 А.

В чем измеряют. Методы

Существуют классификации величин индикатора, имеющие свои методики, как рассчитать пусковой ток стартера, и аббревиатуры. Выясним, как это обозначается на аккумуляторе:

  • в ФРГ изготовители делают маркировку DIN;
  • в США — SAE;
  • в государствах ЕС (кроме ФРГ) – EN;
  • в РФ часто указывают – «стартерный».

При неудачной попытке обнаружить характеристики на крышке либо бортах аккумулятора необходимо выяснить информацию у продавца. Индикаторы  могут быть и в описаниях, комплектуемых с АКБ.

На новейших АКБ указываются отличные индикаторы в разных режимах замера. Иногда автомобилисты не способны видеть их разницу по DIN, ТУ (Российская Федерация) от SAE либо EN.

Выбор батареи будет сделан правильно, если применить отношение разрядной сила тока стартера по SAE и EN к данному показателю по DIN и ТУ, которое равняется 1,7:

IEN = 1,7 ·IDIN.

Если на определённой АКБ указали значение по конкретному стандарту, то через такую взаимосвязь нетрудно вычислить индикатор разрядной сила тока, установленный по иному способу.

Отношение токов холодной прокрутки:

DIN 43559, ГОСТ 959-91 SAE J537 EN 60095-1, ГОСТ 959-2002
170 300 280
220 350 330
280 500 480
365 650 600
420 750 680

Помните, при большем токе холодного пуска легче зимой производить запускание мотора автомобиля, но из-за увеличенной нагрузки на двигатель иногда понижается его рабочий запас.

Стандарты. Методика замеров

Методика:

  • АКБ размещается в рефрижераторе и понижается температура до -18 С;
  • на АКБ направляется разрядная сила тока, идентичная стандартной;
  • для прохождения тестирования напряжение не должно стать ниже конкретного норматива.

Стандарты влияют на итог. Ведь в разных государствах показатель определяется собственными нормативами:

  1. Евросоюз (EN) – после разрядной сила тока в течение 10 сек. напряжение не должно снижаться до уровня ниже 7,5 В. Затем тесты прекращаются на 10 сек., и проводится второй тест током, равным 60% от указанного, длительностью 73 сек. Напряжение тоже не должно снизиться ниже 7,5 В.
  2. ФРГ (DIN) – аккумулятор через 50 сек. не должен разрядиться до уровня менее 9 Вольт. А после 150 сек. – 6 В.
  3. США (SAE) – на генератор автотранспортного средства направляется разрядная сила тока в течение 50 секунд. Напряжение не должно стать ниже 7,2 В.

 Внимание! Отечественный ГОСТ идентичен стандартам ФРГ.

Есть и специальные тестеры. Они производят сильный импульс, который равен стандартному току. Измерительный аппарат производит вычисление нагрузочного сопротивления, а дальше сканирует сведения. Подобным методом проверить пусковой ток проще. Но итог не всегда будет очень точным.

Пусковая мощность аккумулятора – индикатор наибольшей мощности, которую генератор авто может продуцировать за 30 сек. при температуре -18° C по Цельсию. Приведём формулу:

P = I · U, где

I – ток холодной прокрутки;

U – усреднённое значение разрядного напряжения, зафиксированного через одинаковые временные интервалы.

Больше ток холодной прокрутки – выше мощность.

Для сравнивания мощностей потребуется лишь сопоставить их ток холодной прокрутки, который приведён к общему методу тестирования.

Как осуществляются замеры

Вначале выбор АКБ осуществляют разработчики. В расчёт пускового тока двигателя включают разрядные параметры АКБ при заряде 75% на 3 испытании. Обычно в расчёте пускового тока температура старта карбюратора на смазках вводится -20° C, а для дизеля – до -15-17° C. Для них при пониженных температурах практикуется использование методов, позволяющих облегчить пуск (смазка, подогревание горючего).

Замеры производят несколько раз, т. е. формируется ряд промежутков с наибольшими величинами. В этих интервалах делают замеры наибольших сил тока, выдаваемых конкретно этим экземпляром. Специалисты записывают их и потом наносят на борта аккумуляторной кислотной батареи транспортного средства.

У каких генераторов выше пусковой ток

Приведём таблицу оптимальных индикаторов. Если одна батарея произведена из пластинок, исполненных с помощью литья, а вторая – штампования, то пусковой ток у АКБ (при ёмкости 55 А/ч) последней превысит аналогичный показатель у АКБ 60 А/ч, сделанной по первому методу. Отличие заключено в толщине пластинок.

Оптимальные характеристики

Заблуждения

Можно ли испортить электрическое оборудование авто, если установить генератор с большей сила тока

Нет, стартер заберёт только необходимое ему количество. Выгореть генератор может по причине того, что прокладка между сиденьем и рулём долгое время не выводит ключ из режима запускания мотора, и в итоге стартёр вскоре сгорит.

У герметичного генератора выше пусковой ток

Дело не том, каким образом выкипает вода, а в толщине и большем числе пластинок из кальция.

Ток пуска можно проверять нагрузочной вилкой

Нет. Вилкой проверяют стандартное напряжение стартера под нагрузкой.

 

Величина тока холодного старта очень значима для успешного запускания мотора автомобиля. И чем морознее район, тем выше требуется значение. Покупая генератор для авто, необходимо рассматривать не исключительно данную характеристику. Крайне важны условия, в которых осуществляется эксплуатирование авто. Если это очень тёплые районы, надо смотреть на промежуток рабочей температур и саморазряд генератора. Но если автотранспортное средство эксплуатируется в мороз, нужно выбрать батарею с повышенным показателем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электростанция в кармане
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: