По правилам вся нужная информация об АКБ должна отображаться в знаках на корпусе. Из нее возможно почерпнуть массу полезной информации, но прежде всего необходимо узнать, какая именно маркировка аккумуляторов используется. Их существует несколько видов, они различны у разных стран производителей.
Что возможно узнать из маркировки АКБ
Довольно часто автомобилисты предпочитают не обращать внимание на метку батареи, а смотреть необходимую информацию на наклейке. Но стоит всегда расшифровывать обозначения АКБ, именно там указаны самые довольно ценные данные. Из обязательной маркировки автомобильного аккумулятора возможно узнать следующую информацию:
- габариты;
- ёмкость;
- сколько банок в конструкции
- дата выпуска;
- назначение;
- исполнение батареи;
- ток холодной прокрутки;
- полярность.
В некоторых отметках могут быть указаны дополнительные сведения, например, габариты боковой площадки аккумулятора. Расшифровки маркировок разных стран производителей могут разительно отличаться, иметь свои нюансы обозначения того или иного параметра накопителя.
Какие есть стандарты
Существует пять стандартов маркировок автомобильных аккумуляторов. Они отличны у каждой страны производителя. Любая содержит похожую основную информацию, зашифрованную цифрами, буквами, нанесенными на корпус АКБ.
Российский стандарт
В России наиболее распространены аккумуляторы для автомобиля отечественного производства. Изготовители наносят метку по ГОСТу, под номером 0959-2002. Согласно стандарту, маркировка разделяется на четыре группы (цифры). Они несут следующую информацию:
- Сколько банок содержит корпус аккумулятора для автомобиля. Достаточно часто количество банок АКБ равно шести. У стандартного накопителя именно столько емкостей по 2 вольта, что суммарно дает 12В.
- Указание вида аккумуляторной батареи. Самым популярным обозначением является СТ — источник питания стартерного типа.
- Емкость. Характеристика стоит третьей по счету, принимает диапазонное значение 55-80А*ч. Параметр у каждого автомобиля может быть отличен, он соответствует мощности двигателя машины.
- Тип материала, используемый в изготовлении корпуса, исполнение. Параметр источника питания для авто обозначают одной, несколькими буквами. Все они имеют свое значение.
Пусковой ток в российском стандарте не отмечается. Но информацию о подобном параметре возможно просмотреть на наклейке возле таблицы маркировки. Пусковой ток обозначается, как 270А, другим похожим значением. Штамп не обязательно расшифровывать, он прямо отображает информацию. В приведенном примере 270 Ампер требуется понимать буквально.
Европейский стандарт
Маркировка АКБ составляется согласно ЕТН – европейскому типовому номеру. Официальный номер европейской метки стандарта EN60095-1. Сама отметка разделяется на 4 цифровые комбинации. Цифровые группы несут следующую информацию:
- Первое число. Дает условное сообщение о емкости аккумуляторной батареи. Достаточно часто встречается цифра 5, говорящая о емкости диапазона 1-99А*ч. Шестерка соответствует емкости в пределах 100-199А*ч, семерка 200-299А*ч.
- Вторая, третья по счету цифра. Дают точную информацию о значении емкости.
- С четвертой по шестую цифры. Информирует об исполнении устройства. Комбинация из трех символов соответствует о типе полюсных выводов, размерах, присутствия ручки для удобства переноски АКБ, виде газоотвода. Помимо этого, в данной комбинации есть сведения о крышке, устойчивости к вибрациям, особенности крепежных конструкций, элементов.
- Три цифры с хвоста. Это цифровое значение обозначает ток холодной прокрутки. Но для того, чтобы его точно вычислить, требуется умножить комбинацию на 10. Например, если на штампе последняя комбинация равна 042, то ток будет соответствовать 420А.
Помимо основной информации, в европейских маркировках допустимо встретить дополнительные обозначения батареи. Из них возможно узнать, для какой машины может подойти источник, с какими дополнительными устройствами она может работать. Помимо этого, дополнительная информация может рассказать о нюансах использования автомобильного аккумулятора.
Также на европейских АКБ возможно встретить следующие комбинации букв с отличительными обозначениями:
- ССА — дает информацию про максимальный ток при запуске двигателя в холодный период.
- ВСI – пусковой тока замеренный способом Battery Council International.
- IЕС – пусковой ток измеренный по методу International Electro Technical Commission.
- DIN – ток, замеренный методом Deutche Industri Normen
Немецкий стандарт
Стандарт нельзя выделить в отдельную группу, относится к европейскому, является одной из его разновидностей. Обозначается он как DIN. Достаточно часто его возможно встретить в маркировке аккумуляторов под маркой BOSCH.
Маркировка аккумуляторной батареи состоит из пяти цифр, значащие практически то же самое, что и в европейском стандарте. Цифры обозначают следующую информацию:
- Первая цифра. Дает информацию о порядке емкости аккумулятора автомобиля. Примерно, как и в европейском стандарте (5 – до 100А*ч, 6 – до 200А*ч, т.д.).
- Второе и третье число с начала. Точное числовое обозначение емкости.
- Два последних числа. Дают сведения о принадлежности батареи к классу. Они разделяются на типы крепежей, позицией выводов, габаритами.
Важно! Ток холодной прокрутки обозначает пусковой ток при использовании АКБ в холодное время. Стандартно температура холодной прокрутки -18 градусов.
Ток холодной прокрутки указан не в самой отметке. Его обозначение возможно посмотреть на наклейке возле маркировки.
Американский стандарт
Американская обозначается пятью цифрами, одним буквенным символом. Они несут следующую информацию:
- Буква. Автомобильные аккумуляторы обозначаются буквой А. Она дает понять, что батарея произведена к машине.
- Две первые цифры. Дают понять, к какой группе размеров относится аккумуляторная батарея. Помимо этого, если есть еще одна буква около этих двух цифр, то она означает полярность. Например, цифра 34 означает габарит 26-17.3-20,5 см. Отсутствие буквы будет означать прямую полярность, ее наличие противоположную.
- Три цифры с конца. Дают точную информацию о токе холодной прокрутки.
Стоит обратить внимание на то, что в американском и европейском стандартах пусковой ток различен. Обычно на американских аккумуляторах значение больше. Для перевода значений тока из одного в другое требуется сделать следующее:
- Ёмкость до 90А*ч: USA=EU*1.7.
- Емкость 90-200А*ч: USA=EU*1.6.
Коэффициенты вычислены на прямой практике автомобилистов. В таблице возможно посмотреть соответствие токов холодного запуска для АКБ разного эталона.
Азиатский стандарт
Азиатский является наиболее сложным в маркировках аккумуляторных батарей для автомобилей. Сложность заключается в первую очередь в том, что нет строго определенного положения для обозначения устройств, выпущенных в азиатских странах. Одновременно могут использоваться два различных способа обозначения размеров, других характеристик. Подобное случается из-за использования старого, нового метода.
Помимо этого, ёмкость батарей азиатского происхождения не совсем отвечает европейским. Например, при обозначении вместимости в 55А*Ч от Японии, будет соответствовать 45А*ч от Европы.
Самая простая азиатская отметка состоит из набора символов, цифр. Всего количество знаков по стандарту 6. Они несут в себе следующую информацию:
- Две цифры с начала. Обозначают емкость. Это не фактическая емкость АКБ, а умноженная на коэффициент поправки. Он обозначает показатель эксплуатации, характеризующий соотношение вместимости АКБ, работой стартера.
- Третий символ. Обычно используется буква, указывающая на отношение батареи к классу. По нему возможно узнать форму аккумулятора, размеры.
- Четвертая, пятая цифра. Число, информирующее о габаритах аккумулятора. Обычно она обозначает округленную длину в сантиметрах.
- Последняя буква. Обычно используются буквы R, L. Так маркируют именно отрицательную клемму.
Третий символ дает информацию о габаритах аккумулятора, куда входит высота и ширина. В некоторых случаях указывается размер боковой пластины. Габариты разделяются на 8 групп, но для легковых автомобилей аккумуляторы обозначаются только первыми четырьмя.
Важно! Размеры аккумуляторов могут отличаться от реальных планов на 3 мм в большую или меньшую сторону.
Также в маркировке могут встречаться следующие аббревиатуры:
- SMF – говорит о том, что аккумуляторная батарея необслуживаемая. Что значит, что некоторые банки закрыты, к ним нет доступа, т.е. невозможен долив дистиллята, электролита. В основном обозначение ставится на видном месте, именно в конце или начале отметки.
- MF – обслуживаемая батарея.
- АGM – необслуживаемый автомобильный аккумулятор с токопроводящей жидкостью абсорбированного типа.
А также в некоторых случаях в конце цифрового ряда встречается приписка S. Она содержит информацию, что у АКБ клеммы тонкие азиатские или стандартно европейские. Эта приписка имеет разное значение в старом, новом стандартах в Азии.
Исполнение батареи японского производства может обозначаться следующими символами:
- N – открытый тип с любым расходом воды;
- VL – открытый аккумулятор с малыми объемами расхода жидкости;
- L – открытый АКБ с малым расходом воды;
- VRLА – открытая батарея с клапаном для регулировки.
В таблице наглядно представлены соответствия размера, веса, числовое значение пускового тока разных азиатских батарей.
Различия стандартов
Стандарты различаются не только в обозначениях основной информации. Например, самой заметно явной отличительной чертой в аккумуляторах, выпущенных в разных странах, изначально является следующее:
- Маркировка клемм. Отечественного производства: левая – плюс, правая – минус. Европа, Азия – левая – минус, правая – плюс. Соединенные Штаты Америки – встречаются все вышеперечисленные варианты.
- Диаметр клемм. Европа: плюс – 19,5 мм, минус – 17,1 мм. Азия: положительная – 12,5 мм, отрицательная — 11,1 мм.
Важно! Стороны клемм указаны в случае, если смотреть на плоскость, где наклеена наклейка.
Разность диаметров у разно полюсных клемм необходима для того, чтобы исключить ошибки в подключении аккумулятора к бортовой сети автомобиля. Помимо этого, не во всех отметках может указываться максимальный предел пускового тока АКБ. Но, как правило, производители указывают эту информацию возможно найти на наклейке корпуса.
Заключение
Любое обозначение на аккумуляторе несет ценную информацию. Следует внимательно изучать стандарты и виды отметок на батарее перед приобретением нового АКБ.