Срок службы АКБ ограничен, и еще не так давно после выхода из строя их просто выбрасывали. Сейчас отработанные аккумуляторы скупают как частные лица, так и специализированные магазины. Естественно, делают они это с определенным интересом, что это за интерес рассмотрим далее.
Итак, зачем скупают старые аккумуляторы:
- Это выгодно заводу производителю – он тратит меньше на закупку сырья;
- Выгодно автовладельцу, приобретающему новый АКБ – отдавая взамен старый, он получает скидку;
- Выгодно продавцам и скупщикам – они зарабатывают на разнице в стоимости старых и новых.
Аккумуляторный оборот
В большинстве современных батарей, используемых в транспорте, основной токоотводящий элемент (пластина электрода) изготовлен из свинца. Стоимость его сравнительно велика, как для недрагоценного металла. Теперь рассмотрим экономическую составляющую. Компания изготовитель может либо покупать свинец в чистом виде, либо извлекать его из утилизируемых устройств, используя для производства новых. Второй вариант более привлекателен и не только для производителя.
Есть конечно в переработке и ряд сложностей, например, отработавшие пластины, в большинстве своем сульфатированы. Однако, это можно считать проблемой только, если заниматься переплавкой в гараже. В условиях завода, специализирующегося на производстве АКБ, десульфатировать свинец достаточно просто и себестоимость этого процесса, включая цену отработавшего аккумулятора, намного ниже очищенного свинца.
Завод скупает у населения свинец в среднем по 50р за кило, что дешевле минимум в двое, чем стоит новый в слитках. Расходы на десульфатацию, переплавку, прочие амортизационные расходы и зарплату отнимут еще 60%. Но даже в этом случае производитель экономит 40% средств, расходуемых на изготовление новой батареи.
Как работают скупщики
Зачем покупают старые аккумуляторы пункты приема и специализированные магазины? Скупочная цена одной аккумуляторной батареи составляет приблизительно 30р за кг. Но об этом никто никого не ставит в известность, чаще объявляют стандартную цену в 600р за одну батарею, а все остальное – прибыль предприимчивого коммерсанта. Скупленные устройства в дальнейшем реализуются в среднем по 60р за кг.
Пример! Количество АКБ, скупленных за сутки, для бизнеса средних масштабов составит 3-5 штук. При этом скупка ведется по 600 р, а реализация по 1200р. Проведя нехитрые математические вычисления, получаем до 6000р ежедневного дохода.
Изменения 2018 года
Что же делают со старыми аккумуляторами в нынешних условиях? Сейчас производители не спешат расставаться с наличностью, и все больше компаний переходят на бартерный оборот. Распространенный вариант обмена – за три отработанных АКБ предлагается один новый. Денежные расчеты имеют место с крупными партиями, часто в виде исключения для постоянных партнеров.
Как это происходит! Несколько батарей, на суммарную стоимость 2000р, принимаются заводом изготовителем. Обратно завод высылает один АКБ фактически по себестоимости. Итоговая цена в розницу составит не менее 4000р.
Куда сдают старые аккумуляторы обычные граждане? Проще всего это сделать там, где их продают. Многие магазины предоставляют скидку на месте – покупатель сдает старый АКБ, а новый получает дешевле примерно на 25%. Если надобности в новой батарее нет, магазин заплатит наличными.
Экологический аспект
В этом плане можно отметить только положительное влияние приема автомобильных аккумуляторов как на окружающую среду, так и на безопасность для здоровья населения. Переплавка в домашних условиях вредна, а порой и опасна как для того, кто плавит, так и для окружающих.
Все вредные продукты переработки утилизируются в заводских условиях, квалифицированным персоналом, что несомненно радует природоохранные организации.
С момента начала массовой скупки отработанных батарей, удалось в значительной степени снизить загрязнение почвы и воды продуктами, содержащимися в них. К тому же, это создало дополнительную модель бизнеса, которая в сравнительно сжатые сроки стала весьма популярной.
АКБ среднего качества проработает в машине приблизительно 4 года, после чего батарею придется менять, то есть покупать новую. Это обеспечивает постоянную актуальность скупки БУ аккумуляторов.
Технология переработки
Собственно, процесс включает в себя следующие этапы:
- Удаление электролита из корпуса батареи. Некоторые приемщики отказываются принимать АКБ с электролитом.
- Вскрытие корпуса для последующего извлечения электродов.
- Высокотемпературная плавка свинцовых пластин.
- Разделение расплава на составляющие (свинец, шлаки, штейн).
Полученное сырье используется для производства новых элементов АКБ
Как самому добыть свинец из батареи
Самостоятельное извлечение свинца из аккумулятора не безопасно и экономически не обосновано. Делать это с целью сдать свинец в последствии и на этом заработать – смысла нет. Плавка в условиях гаража принесет 3-4 кг металла с шестидесяти амперной батареи. Даже если его реализовать по 100р за кг, получится меньше, чем если просто сдать старую батарею.
Процесс выплавки свинца из аккумулятора в домашних условиях:
- разгерметизация банок с электролитом и слив его в кислотостойкую посуду;
- разбор корпуса для последующего извлечения пластин электрода;
- очистка электродов от посторонних образований;
- плавка очищенных пластин в металлической посуде (можно плавить на газовой или электрической печке);
- извлечение из расплава твердых примесей;
- формовка в предварительно изготовленных формах.
Обладая реактивами и некоторыми познания в химии, из оставшегося электролита можно получить чистую серную кислоту.
Важно! В ходе проведения работ следует принять все меры химической и противопожарной безопасности. Необходимо использовать защитные очки, перчатки и респиратор. Помещение, в котором проводятся работы, должно быть оборудовано вытяжкой или, как минимум, хорошо проветриваться.
Заключение
Круговорот аккумуляторов выгоден производителю, покупателю и предприимчивым коммерсантам, которые занимаются скупкой и перепродажей. Действительно немалый капитал удалось освоить тем, кто первый сориентировался в ситуации. Сейчас запустить подобный бизнес с нуля, не так просто и потребует определенных средств для старта. Что касается рядового потребителя, то он только в выигрыше. Главное не продешевить, а для этого достаточно провести сравнительный анализ пунктов, которые принимают старые аккумуляторы.